Автор статьи – Карен Л. Махон, д-р пед. наук, педагог-психолог и ученый, занимающаяся вопросами обучения. Она консультирует компании, специализирующиеся на разработке образовательных технологий, по вопросам представления учебного материала и методам работы с цифровым контентом. Целью ее деятельности является подготовка приемов изложения учебного материала, позволяющих добиваться значимых и измеримых результатов, а также оказание помощи детям и их учителям. Ведет блог на www.karenmahon.com.
Преимущества автоматизированных СОУ
Самым важным преимуществом является то, что использование высокотехнологичных систем ответов учащихся (далее – СОУ) позволяет автоматически собирать данные, сохраняя ответы учащихся в журнале успеваемости, встроенном в программное обеспечение. Затем учитель может пересмотреть эти данные, что позволяет ему оценить успеваемость каждого учащегося, выявить вопросы, вызывающие трудности у отдельных учеников, и эффективно распланировать действия по преодолению этих проблем. Устаревшие приемы, например карточки, не только не позволяют осуществлять автоматический сбор данных, требуя регистрации ответов вручную, но и являются чересчур трудоемкими и отнимающими много времени на уроках. Кроме того, оценивать данные, собранные вручную, довольно сложно.
Вторым важным преимуществом использования высокотехнологичных СОУ является то, что благодаря простоте инструментов и удобству сбора данных учителя охотнее разрабатывают и используют упражнения, предлагающие более широкие возможности для вовлечения учащихся в учебный процесс на уроке. Разработка таких упражнений может занимать много времени, и если результатом их использования является лишь трудоемкий сбор и обработка данных, то такие виды заданий учителям кажутся малопривлекательными.
Третье преимущество: высокотехнологичные СОУ обеспечивают немедленную обратную связь с каждым учеником. Барнетт отмечает, что "одним из основных привлекательных качеств таких систем является обеспечение быстрой обратной связи с учащимися”. В отличие от устаревших методик, которые дают учителю возможность поддерживать обратную связь только с одним или несколькими учениками, высокотехнологичные СОУ гарантируют получение мгновенной
обратной связи с каждым учащимся непосредственно с самого устройства. Методология, обеспечивающая автоматическую обратную связь не только со всеми, но и с каждым учащимся, значительно облегчает задачу ее реализации для учителей школ.
В заключение Барнетт выдвигает предположение о том, что конфиденциальность ответов, обеспечиваемая высокотехнологичными СОУ, позволяет учителю активнее вовлекать в учебный процесс застенчивых и молчаливых учеников. Традиционные методы требуют, чтобы учащиеся выполняли упражнения на глазах у своих одноклассников, например, как в случае произнесения ответа вслух или поднятия рук.
Использование высокотехнологичных СОУ позволяет каждому ученику предоставлять ответы через специальное устройство, не находясь под неусыпным взором сверстников. Учитель же по-прежнему видит ответы каждого ученика благодаря данным, регистрируемым в журнале успеваемости. А ученик может отвечать на вопросы, не опасаясь того, что его высмеют одноклассники, если он даст неправильный ответ.
Рекомендации по применению СОУ
СОУ
могут играть важную роль в усилении вовлеченности учеников в учебный
процесс и проведении промежуточного оценивания успешности освоения ими
нового материала.
СОУ – гибкие системы, которые можно в любой момент урока использовать и в больших, и в небольших группах для работы со всеми учащимися или только с несколькими из них. Для того чтобы СОУ мгновенно обеспечивала положительные результаты успеваемости учащихся, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Используйте СОУ, главным образом, для промежуточного оценивания знаний и навыков учащихся. Расширение возможностей для оценки успеваемости учащихся позволяет корректировать подачу учебного материала в режиме реального времени.
- Включайте в опросник только те вопросы, которые имеют отношение к целевым результатам обучения; избегайте произвольных и не имеющих отношения к изучаемому материалу вопросов.
- Вводите вопросы на протяжении всего урока, чтобы можно было регулярно оценивать степень понимания детьми учебного материала. Если вы оставите все вопросы на конец урока, вы не сможете соответствующим образом менять подачу учебного материала.
- Старайтесь выбирать вопросы, нацеленные на развитие навыков более высокого уровня. Правильно составленные вопросы с несколькими вариантами ответов могут применяться не только в группах с навыками ниже среднего уровня.
- Работая над развитием у учащихся новых навыков, используйте достаточное количество вопросов с новыми примерами, чтобы ребята могли много практиковаться и учились обобщать информацию.
- Старайтесь не выдавать ответ посредством таких неуместных подсказок, как пример правильных ответов или формулировка вопроса.
- Если вы включаете пункты, в которых ученик должен найти ответ, не имеющий отношения к материалу, напечатайте слово "НЕ” заглавными буквами жирным шрифтом, чтобы оно было выделено максимально четко.
- Правильный ответ обязательно должен быть лучшим вариантом, но необходимо использовать правдоподобные отвлекающие элементы. Ваша задача не в том, чтобы запутать учеников, а в том, чтобы использовать вопросы для оценивания материала, представленного учащимся.
- Если вы применяете на уроке прием "голосование – обсуждение – повторное голосование”, не следует показывать ученикам гистограммы с их ответами после первого голосования, чтобы они не могли повлиять на мнение учащихся. Чаще всего переключение на наиболее популярный ответ происходит даже тогда, когда он оказывается неверным.
- Обязательно проведите полный обзор и анализ данных до окончания урока. Изучив удачные и неудачные моменты урока, в следующий раз вы сможете улучшить качество представления нового материала.
- Если вы хотите повысить показатель посещаемости уроков, используйте СОУ ежедневно.
- Всегда будьте готовы исключить или пересортировать непонятные вопросы.