Автор: Ким Наталья Викторовна, учитель химии МБОУ МО г. Нягань "СОШ №6" (ХМАО-Югра)
Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта.
Элемент |
Содержание |
Титульный лист |
|
Пояснительная записка |
|
Планирование учебной деятельности |
|
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса |
|
Составление рабочих программ является, чаще всего, самой проблемной и трудоемкой частью процесса подготовки всей необходимой для работы документации, особенно для молодых учителей.
- Во-первых, именно потому, что и оформление, и содержание рабочей программы должно строго соответствовать определенным правилам.
- Во-вторых, потому, что этот процесс ограничен жесткими временными рамками. Специфика работы, перегруженность учителя в начале и в конце учебного года, необходимость вовремя сдать рабочие программы на утверждение приводят к тому, что заниматься их составлением приходится летом, во время отпуска.
- В-третьих, одному учителю составлять, как правило, приходится несколько программ, по разным дисциплинам, для разных классов, по разным учебникам, которые иногда приходится изучать летом, чтобы к началу года сдать рабочую программу в учебную часть.
- В-четвертых, даже если учитель имеет в наличии целый комплект рабочих программ, которые он разрабатывал несколько лет, их все равно приходится ежегодно изменять, модифицировать, переделывать, подстраиваясь под новые стандарты, новые требование, новые классы...
- В-пятых, рабочую программу мало создать, разработать, напечатать, утвердить на заседании методического совета школы, района или в городском Управлении образования.
По новым требованиям она должна пройти ещё экспертную оценку и получить одобрение большинства членов экспертного совета (чаще всего, при городском ММЦ).
Использование типовых программ сейчас невозможно, их просто нет. Каждый автор предлагает свой УМК, но школы по-разному оснащены, учителя по-разному и в разное время обучались, дети в крупных городах и в сельской местности всё-таки отличаются.… Вот и приходится каждому учителю создавать свою авторскую программу.
И если с базовыми учебными предметами хоть что-то понятно, то с профильными предметами на старшей ступени школы и с так называемыми "курсами по выбору" в 9 классах и «элективных курсах» в 11 классах, пока каждый учитель творит сам. Нет учебников, нет даже примерных программ, каждый курс создаётся и защищается учителем перед экспертами, которые сами находятся в таком же положении.
На протяжении ряда лет в нашей школе формируются профильные химико-биологические классы, в которых Базовой программой предусмотрены элективные курсы по химии и биологии в 10 и в 11 классах. Элективный курс по химии для 10 класса "Механизмы реакций в органической химии" я создавала и корректировала 4 года. В прошлом году рабочую программу этого курса я представила экспертному совету ММЦ города, предварительно опубликовав её на методическом сайте NUMI.ru, чтобы узнать мнение коллег-химиков. Что-то опять переделывалось, дополнялось.
Эта программа в позапрошлом году участвовала в межрегиональном конкурсе рабочих программ элективных курсов в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и была удостоена диплома призёра этого конкурса.
Мой первый опыт по созданию, а главное, по окончательному утверждению рабочей программы занял почти 5 лет. Конечно, приходится постоянно вносить корректировку, но имея основу – рабочую программу, мне уже легче учитывать изменения в учебной нагрузке, изменения в сменности обучения и уставаемости учеников, обучающихся во вторую смену. Результатами применения этой рабочей программы курса я и мои ученики довольны: их трёх классов, изучающих этот курс, поступление в медицинские ВУЗы составило более 87 % (из них 80 % на бюджетные места). Несколько человек поступили на специальности с профильной предметом - химия.