Несовершенство
существующей системы поощрений педагогического персонала проявляется в
отсутствии в большинстве ОУ общественной экспертизы педагогической
деятельности и критериев для определения вида поощрения педагогов за
работу, направленную на собственное профессиональное развитие и
развитие ОУ.
В развивающемся ОУ дополнительным мотивационным фактором могут
стать гибкие механизмы вознаграждения (термин заимствован из теории
обучающейся организации). В этом случае понятие "вознаграждение"
рассматривается шире, чем оплата труда.
При определении вида вознаграждения, прежде всего, учитывается
вклад работника в общие результаты деятельности организации.
Необходимо, чтобы все работники были вовлечены в процесс определения
оптимальных форм вознаграждения. Подобные стимулы являются
своеобразными инвестициями в будущее сотрудников, позволяют сформировать
высокопрофессиональную команду как условие развития ОУ и его
конкурентного преимущества на рынке образовательных услуг и могут быть
использованы независимо от выплат стимулирующего характера,
предусмотренных коллективным договором ОУ.
В
приложении представлено Положение о системе поощрений педагогов БОУ ДОД
"Центр развития творчества детей и юношества "Амурский"" (далее -
положение), в основу которого легли возможные наборы стимулов,
разработанных В.М. Лизинским, и перечень поощрений педагогов,
предложенных в работе М.М. Поташника "Управление профессиональным
ростом учителя в современной школе".
Положение содержит палитру возможных материальных (не
предусматривающих непосредственное выделение денежных средств) и
нематериальных стимулов, доступных ОУ, побуждающих персонал к
профессиональному и личностному развитию.
Для стимулирования профессионального развития педагогов
необходимо выявлять и учитывать индивидуальную мотивацию, поскольку для
одного педагога наиболее значимым стимулом является публичное признание
заслуг и возможность презентации опыта, а для другого - предоставление
особых условий труда и дополнительных дней к отпуску. В связи с этим в
положении отражено, что педагогу при определении вида поощрения
предоставляется право выбора из возможных стимулов, имеющихся на момент
выдвижения на поощрение.
Система поощрений, основанная на гибких механизмах
вознаграждения, является не альтернативой, а возможным дополнением к
фонду стимулирования и существующим надбавкам, предусмотренным
коллективным договором, и для большинства педагогов может стать значимым
фактором, влияющим на стремление к деятельности, развивающей
профессиональную компетентность.
С определенными коррективами данное положение может использоваться в ОУ различного вида.
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ о системе поощрений педагогов
БОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества "Амурский" г. Омска
1. Общие положения
- Настоящее положение разработано с целью создания необходимых условий для развития профессиональной компетентности педагогов в условиях образовательного учреждения (далее - ОУ).
- Возможный набор поощрений может быть использован независимо от выплат стимулирующего характера, предусмотренных коллективным договором ОУ.
- На поощрение педагог выдвигается независимой группой экспертов (из числа представителей научно-методической службы ОУ, общественных организаций и родительской общественности), по результатам ежегодного творческого отчета педагогического персонала.
- Педагогу при определении вида поощрения предоставляется право выбора из возможных стимулов, имеющихся на момент выдвижения на поощрение.
- Поощрение педагогического персонала осуществляется за следующие виды деятельности, способствующие развитию ОУ:
- участие в системе непрерывного педагогического образования (постоянное повышение квалификации и саморазвитие через семинары, курсы повышения квалификации и курсы переподготовки, обучение в магистратуре, аспирантуре, получение высшего и второго высшего образования, участие в образовательных программах, разработка и инициация педагогических проектов и др.);
- организация системы педагогического, социально-психологического, психолого-педагогического просвещения и обмена педагогическим опытом (организация или активное участие в педагогических советах, семинарах, мастерских, методических днях, творческих отчетах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях и т. п.);
- участие в опытно-экспериментальной работе ОУ;
- самостоятельное освоение и осуществление инновационной деятельности;
- участие в научно-методической работе ОУ, руководство профессиональными сообществами, освоение и осуществление новых профессиональных педагогических ролей (супервизора, консультанта, коуча*, модератора, координатора, наставника);
- участие в работе над значимыми для ОУ проблемами (изменения в образовательном процессе в логике компетентностного подхода, создание здоровьесберегающей образовательной среды, создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для выявления и поддержки одаренных детей и т. д.);
- создание педагогических продуктов (программы, проекты, методические рекомендации, разработки мероприятий, диагностические пакеты, технологические карты и т. п.), внедренных или имеющих перспективы внедрения в образовательный и научно-методический процессы ОУ, способствующих повышению качества образования, решению значимых для ОУ проблем, развитию ОУ;
- содействие созданию положительного имиджа ОУ в социуме (публикации в печатных СМИ о деятельности ОУ, создание материалов для сайта ОУ, общественная деятельность и руководство общественной деятельностью воспитанников, участие в сетевых сообществах и объединениях, осуществление социального партнерства, представительство ОУ в комиссиях, рабочих группах аттестационных комиссий, экспертных советах, жюри различных уровней).
2. Перечень возможных поощрений
За перечисленные в п. 1.5 виды деятельности, способствующие развитию ОУ, возможны следующие виды поощрений:
- благодарность в приказе;
- публичная похвала в докладе или выступлении на собрании, представительном совещании, конференции;
- доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы, выражение личной благодарности;
- похвала, высказанная после посещения занятия;
- предоставление максимально удобного для педагога расписания занятий;• присвоение более высокого разряда по итогам аттестации;
- выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта педагога;
- направление на муниципальные или региональные конкурсы профессионального мастерства;
- рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование";
- выдвижение на награждение городской, областной, министерской грамотой, грамотой главы администрации, губернатора, органа образования;
- награждение педагога благодарственным письмом, грамотой, дипломом ОУ или общественной организации;
- представление педагога к местным или государственным наградам;
- выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки;
- представление к почетному знаку, к почетному званию "Заслуженный учитель";
- награждение ценным подарком;
- награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для улучшения обеспечения образовательного процесса;
- предоставление права самоконтроля, самоанализа, самообобщения накопленного опыта и предоставления полученных результатов педагогическому коллективу;
- организация персональной выставки творческих работ педагога;
- предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме;
- проведение научно-практического семинара или конференции по изучению опыта педагога;
- предоставление права педагогу вести школу молодого педагога, школу передового опыта и т. п.;
- предложение возглавить профессиональное педагогическое сообщество (методическое объединение, кафедру, творческую группу и т. д.);
- выдвижение педагога в резерв на повышение;
- включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т. п.;
- делегирование педагогу функций методиста: приглашение методическими центрами, институтами повышения квалификации в качестве лектора при проведении курсовой подготовки и семинаров различного уровня, открытых уроков в форме мастер-класса с целью повышения квалификации других педагогов (работа оплачивается дополнительно);
- предоставление педагогу рекомендательного письма для поступления в аспирантуру или для соискательства с целью подготовки кандидатской диссертации;
- предоставление дополнительных дней, освобожденных от работы (творческого отпуска в дни осенних, весенних, зимних каникул), педагогам, обучающимся на курсах, получающим высшее образование, обучающимся в магистратуре и аспирантуре, являющимся соискателями;
- отгул или предоставление дополнительных дней к ежегодному отпуску;
- освобождение от работы в дни сдачи экзаменов обучающимися педагогами с сохранением заработной платы;
- выделение бесплатной туристической путевки или путевки в дом отдыха;
- предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т. п.);
- публикация о педагоге в СМИ, на сайте ОУ;
- размещение фотографии на стенде ("Лучшие педагоги", "Золотой фонд" и т. п.);
- выпуск буклета, брошюры с изложением инноваций и достижений педагога;
- подготовка публикации по итогам серии открытых мероприятий, проведенных педагогом;
- оплата участия педагога в региональных, всероссийских, международных конференциях;
- подготовка передачи о достижениях педагога на радио или местном телевидении;
- подготовка и проведение творческого вечера успешного педагога;
- изготовление видеоверсии комплексного творческого отчета педагога; дайджеста материалов, используемых педагогом в профессиональной деятельности, программ и сценариев открытых мероприятий, проведенных педагогом;
- подготовка видеофильма о достижениях педагога и его воспитанников (выпускников);
- предоставление педагогу возможности пройти обучение у известных ученых и практиков;
- направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации.