Автор:  Обласова Л.С.
Источник:  Справичник заместителя директора школы № 3 2012 год
Номер журнала:  №3 (март)
Сложность перехода образовательных учреждений (далее - ОУ) в режим развития связана с наличием ряда противоречий, в частности, между осозна­нием значимости педагогического персонала как самого важного ресурса ОУ и недостатком мотивационных факторов, содействующих повышению про­фессиональной компетентности и позволяющих эффективно реализовывать потенциал каждого педагога.

Несовершенство существующей системы поощрений педагогического персонала проявляется в отсутствии в большинстве ОУ общественной экс­пертизы педагогической деятельности и критериев для определения вида поощрения педагогов за работу, направленную на собственное профессио­нальное развитие и развитие ОУ.
В развивающемся ОУ дополнительным мотивационным фактором могут стать гибкие механизмы вознаграждения (термин заимствован из теории обучающейся организации). В этом случае понятие "вознаграждение" рас­сматривается шире, чем оплата труда.
При определении вида вознаграждения, прежде всего, учитывается вклад работника в общие результаты деятельности организации. Необходи­мо, чтобы все работники были вовлечены в процесс определения оптималь­ных форм вознаграждения. Подобные стимулы являются своеобразными инвестициями в будущее сотрудников, позволяют сформировать высокопро­фессиональную команду как условие развития ОУ и его конкурентного пре­имущества на рынке образовательных услуг и могут быть использованы независимо от выплат стимулирующего характера, предусмотренных коллек­тивным договором ОУ.

В приложении представлено Положение о системе поощрений педагогов БОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества "Амурский"" (да­лее - положение), в основу которого легли возможные наборы стимулов, разработанных В.М. Лизинским, и перечень поощрений педагогов, предло­женных в работе М.М. Поташника "Управление профессиональным ростом учителя в современной школе".
Положение содержит палитру возможных материальных (не предусма­тривающих непосредственное выделение денежных средств) и нематериаль­ных стимулов, доступных ОУ, побуждающих персонал к профессиональному и личностному развитию.
Для стимулирования профессионального развития педагогов необходи­мо выявлять и учитывать индивидуальную мотивацию, поскольку для одного педагога наиболее значимым стимулом является публичное признание заслуг и возможность презентации опыта, а для другого - предоставление особых условий труда и дополнительных дней к отпуску. В связи с этим в положении отражено, что педагогу при определении вида поощрения предоставляется право выбора из возможных стимулов, имеющихся на момент выдвижения на поощрение.
Система поощрений, основанная на гибких механизмах вознаграждения, является не альтернативой, а возможным дополнением к фонду стимулирова­ния и существующим надбавкам, предусмотренным коллективным договором, и для большинства педагогов может стать значимым фактором, влияющим на стремление к деятельности, развивающей профессиональную компетентность.
С определенными коррективами данное положение может использовать­ся в ОУ различного вида.

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ о системе поощрений педагогов
БОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества "Амурский" г. Омска

1. Общие положения

  1. Настоящее положение разработано с целью создания необходимых условий для развития профессиональной компетентности педагогов в условиях образовательного учреждения (далее - ОУ).
  2. Возможный набор поощрений может быть использован независимо от выплат стимулирующего характера, предусмотренных коллективным договором ОУ.
  3. На поощрение педагог выдвигается независимой группой экспертов (из числа представителей научно-методической службы ОУ, общественных организаций и роди­тельской общественности), по результатам ежегодного творческого отчета педагоги­ческого персонала.
  4. Педагогу при определении вида поощрения предоставляется право выбора из возможных стимулов, имеющихся на момент выдвижения на поощрение.
  5. Поощрение педагогического персонала осуществляется за следующие виды дея­тельности, способствующие развитию ОУ:
    1. участие в системе непрерывного педагогического образования (постоянное повы­шение квалификации и саморазвитие через семинары, курсы повышения квалифи­кации и курсы переподготовки, обучение в магистратуре, аспирантуре, получение высшего и второго высшего образования, участие в образовательных программах, разработка и инициация педагогических проектов и др.);
    2. организация системы педагогического, социально-психологического, психолого-педагогического просвещения и обмена педагогическим опытом (организация или активное участие в педагогических советах, семинарах, мастерских, методических днях, творческих отчетах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях и т. п.);
    3. участие в опытно-экспериментальной работе ОУ;
    4. самостоятельное освоение и осуществление инновационной деятельности;
    5. участие в научно-методической работе ОУ, руководство профессиональными сооб­ществами, освоение и осуществление новых профессиональных педагогических ролей (супервизора, консультанта, коуча*, модератора, координатора, наставника);
    6. участие в работе над значимыми для ОУ проблемами (изменения в образовательном процессе в логике компетентностного подхода, создание здоровьесберегающей образовательной среды, создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для выявления и поддержки одаренных детей и т. д.);
    7. создание педагогических продуктов (программы, проекты, методические рекомен­дации, разработки мероприятий, диагностические пакеты, технологические карты и т. п.), внедренных или имеющих перспективы внедрения в образовательный и научно-методический процессы ОУ, способствующих повышению качества образо­вания, решению значимых для ОУ проблем, развитию ОУ;
    8. содействие созданию положительного имиджа ОУ в социуме (публикации в печат­ных СМИ о деятельности ОУ, создание материалов для сайта ОУ, общественная деятельность и руководство общественной деятельностью воспитанников, участие в сетевых сообществах и объединениях, осуществление социального партнерства, представительство ОУ в комиссиях, рабочих группах аттестационных комиссий, экспертных советах, жюри различных уровней).

2. Перечень возможных поощрений

За перечисленные в п. 1.5 виды деятельности, способствующие развитию ОУ, возмож­ны следующие виды поощрений:

  • благодарность в приказе;
  • публичная похвала в докладе или выступлении на собрании, представительном совещании, конференции;
  • доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы, выражение личной благодарности;
  • похвала, высказанная после посещения занятия;
  • предоставление максимально удобного для педагога расписания занятий;• присвоение более высокого разряда по итогам аттестации;
  • выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта педагога;
  • направление на муниципальные или региональные конкурсы профессионального мастерства;
  • рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, актив­но внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритет­ного национального проекта "Образование";
  • выдвижение на награждение городской, областной, министерской грамотой, гра­мотой главы администрации, губернатора, органа образования;
  • награждение педагога благодарственным письмом, грамотой, дипломом ОУ или общественной организации;
  • представление педагога к местным или государственным наградам;
  • выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки;
  • представление к почетному знаку, к почетному званию "Заслуженный учитель";
  • награждение ценным подарком;
  • награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для улучшения обеспечения образо­вательного процесса;
  • предоставление права самоконтроля, самоанализа, самообобщения накопленного опыта и предоставления полученных результатов педагогическому коллективу;
  • организация персональной выставки творческих работ педагога;
  • предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме;
  • проведение научно-практического семинара или конференции по изучению опыта педагога;
  • предоставление права педагогу вести школу молодого педагога, школу передово­го опыта и т. п.;
  • предложение возглавить профессиональное педагогическое сообщество (методи­ческое объединение, кафедру, творческую группу и т. д.);
  • выдвижение педагога в резерв на повышение;
  • включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензи­рованию документов, разработок, программ и т. п.;
  • делегирование педагогу функций методиста: приглашение методическими центра­ми, институтами повышения квалификации в качестве лектора при проведении курсовой подготовки и семинаров различного уровня, открытых уроков в форме мастер-класса с целью повышения квалификации других педагогов (работа опла­чивается дополнительно);
  • предоставление педагогу рекомендательного письма для поступления в аспиран­туру или для соискательства с целью подготовки кандидатской диссертации;
  • предоставление дополнительных дней, освобожденных от работы (творческого отпуска в дни осенних, весенних, зимних каникул), педагогам, обучающимся на курсах, получающим высшее образование, обучающимся в магистратуре и аспи­рантуре, являющимся соискателями;
  • отгул или предоставление дополнительных дней к ежегодному отпуску;
  • освобождение от работы в дни сдачи экзаменов обучающимися педагогами с со­хранением заработной платы;
  • выделение бесплатной туристической путевки или путевки в дом отдыха;
  • предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или сво­бодный график, самоконтроль качества и т. п.);
  • публикация о педагоге в СМИ, на сайте ОУ;
  • размещение фотографии на стенде ("Лучшие педагоги", "Золотой фонд" и т. п.);
  • выпуск буклета, брошюры с изложением инноваций и достижений педагога;
  • подготовка публикации по итогам серии открытых мероприятий, проведенных пе­дагогом;
  • оплата участия педагога в региональных, всероссийских, международных конфе­ренциях;
  • подготовка передачи о достижениях педагога на радио или местном телевидении;
  • подготовка и проведение творческого вечера успешного педагога;
  • изготовление видеоверсии комплексного творческого отчета педагога; дайджеста материалов, используемых педагогом в профессиональной деятельности, программ и сценариев открытых мероприятий, проведенных педагогом;
  • подготовка видеофильма о достижениях педагога и его воспитанников (выпускни­ков);
  • предоставление педагогу возможности пройти обучение у известных ученых и практиков;
  • направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации.