ПАМЯТКА № 1.
/Как писать
сжатое изложение./
1. Как
слушать текст первый раз?
- во время первого чтения внимательно слушать весь текст; выделять
существенное ; мысленно делить текст на смысловые части, чтобы понять, о чем
говорится в каждой из них и о чем весь текст, каково его содержание
( во время чтения текста ничего не писать);
- определить общий смысл текста, его основную мысль, в
соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы
понять, зачем написан текст;
- мысленно выделить опорные слова (главные ) и словосочетания, которые
относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими (имена
прилагательные , наречия и др.), чтобы понять , какую роль они выполняют в
тексте , как в них отражается индивидуальный стиль автора (о чем текст , для
чего написан , как написан).
2. Как
работать в перерыве после первого чтения текста?
- первоначально не писать связный текст, схематично изобразить общее
представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине
листа с пропусками между строками опорные слова и словосочетания , чтобы понять
логику текста , отраженную в этих словах , и основную мысль текста:
Опорное слово
Опорное слово
Опорное слово;
- придумать заголовок в соответствии с содержанием текста, по заголовку
еще раз проверить свое представление о логике текста, который, вероятно, будет
в форме рассуждения в публицистическом стиле;
-
схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову
сжатого варианта, в которую можно сделать добавления других слов,
окружая ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи ;
здесь же можно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, замена ),
чтобы не добавить подробности и дополнительную информацию.
3. Как
слушать текст во второй раз?
- На этом этапе необходимо конкретизировать первое
впечатление от текста, по возможности делая письменные исправления и дополнения
в схематично составленную основу текста; здесь нужно соотнести отдельные
части с опорными словами по смыслу для создания текста,
разграничивая их и имея в виду отдельные абзацы в будущем
тексте;
-
далее следует представить более конкретно логику авторского рассуждения или
размышления и соотнести ее со своей схемой
-
необходимо проверить лексическую точность окружения опорных слов ,
лексическую сочетаемость отдельных выражений , подбирая при
необходимости свои слова на уровне авторского замысла.
4. Написать
черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме:
--проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста ;
--соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в
одном из предложений;
-- сделать окончательные исправления и дополнения
(текстовые, лексические, стилистические )
-- проверить черновик не менее двух раз.
5. Написать
чистовик изложения и вновь проверить не менее двух раз.
ПАМЯТКА № 2.
/Как написать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему/
Необходимо ответить на вопрос
аргументировано, выполнив при этом определенные требования.
1. В
соответствии с темой вопроса написать небольшое вступление в одном из трех
вариантов:
-- О пунктуации как правописном разделе русского языка, в котором
изучаются знаки препинания, без которых нельзя обходиться в письменной речи;
-- О системе знаков препинания , в которой насчитывается 17 условных
знаков ;
-- Об основных знаках препинания
2.
Начиная основную часть , можно повторить вопрос темы, чтобы потом на него
отвечать .Можно отвечать сразу, для чего необходимо сформулировать ответ,
который в тоже время будет тезисом , показывающим общее назначение знаков
препинания , связанное с правильным восприятием и пониманием написанного
текста.
3. Далее необходимо привести 2-а аргумента, соответствующих тезису и
говорящих о разных функциях знаков препинания. Для введения, выделения и
разграничения аргументов желательно пользоваться вводными словами «во –
первых» и
«во – вторых».
Аргументы могут быть связаны с точным употреблением знаков препинания, не
очень точным применением знаков препинания, с неправильным применением и
с отсутствием знаков препинания. Чтобы проиллюстрировать ошибочные
случаи, можно предположить, в каком предложении это произойдет и как это
приведет к неправильному пониманию смысла написанного.
4. Найти в
исходном тексте примеры к каждому из аргументов и указать номера предложений из
текста или процитировать их (примеры не из данного текста приведут к снижению
балла).
5.
Сделать вывод исходя из тезиса:
- о
точной передаче информации важной для любого серьезного дела ;
- о точности
употребления знаков препинания, которая ведет к улучшению письменного общения ;
- о
выражении разных смыслов сообщения;
- о выражении разных
эмоций с помощью знаков препинания, что улучшает или ухудшает настроение
текста.
6.
Написать заключение в соответствии со вступлением, о том, что нужно знать
и другие особенности оформления письменной речи.
7.
Сочинение необходимо сначала выполнить на черновике, хорошо проверить его, а
затем переписать в чистовик и проверить не менее двух раз.
ПАМЯТКА № 3.
/ Как написать сочинение на свободную тему/
1. Написать заголовок (в черновике) и все сочинение-рассуждение строить в
соответствии с ним.
2. Для
вступления найти подходящую фразу из изложения.
3. Немного
сказать о герое эпизода, опираясь на важные слова о нем из заданий А1 – А4
теста, при этом не пересказывая текст.
4.
Отразить позицию автора по отношению к герою, указать на языковые средства
выразительности.
5. Передать
свое мнение о герое, взяв в качестве тезиса тему сочинения – рассуждения.
6. Привести
два примера - аргумента для доказательства выдвинутого тезиса (желательно с
привлечением вводных слов « во-первых» и « во-вторых»).
7.
Сделать вывод в соответствии с тезисом по формуле «…если, …то»,
который может совпасть с заключением.
8. Проверить черновик два раза, переписать сочинение на чистовик и проверить не менее двух раз.