ПАМЯТКА № 1.
/Как писать сжатое изложение./

1.  Как слушать текст первый раз?
   - во время первого чтения внимательно слушать весь текст; выделять существенное ; мысленно делить текст на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них и о чем весь текст, каково его содержание
( во время чтения текста ничего не писать);
   - определить общий смысл текста, его основную мысль, в соответствии  с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы  понять, зачем написан текст;
  - мысленно выделить опорные слова (главные ) и словосочетания, которые относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими (имена прилагательные , наречия и др.), чтобы понять , какую роль они выполняют в тексте , как в них отражается индивидуальный стиль автора (о чем текст , для чего написан , как написан).

2. Как работать в перерыве после первого чтения текста?
  - первоначально не писать связный текст, схематично изобразить общее представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине листа с пропусками между строками опорные слова и словосочетания , чтобы понять логику текста , отраженную в этих словах , и основную мысль текста:

                                                      Опорное слово
                                                       Опорное слово
                                                       Опорное слово;
  - придумать заголовок в соответствии с содержанием текста, по заголовку еще раз проверить свое представление о логике текста, который, вероятно, будет в форме рассуждения в публицистическом стиле;

  - схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову сжатого  варианта, в которую можно сделать добавления других слов, окружая  ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи ; здесь же можно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, замена ), чтобы не добавить подробности и дополнительную информацию.

3.  Как слушать текст во  второй раз?
  -  На этом этапе необходимо конкретизировать  первое впечатление от текста, по возможности делая письменные исправления и дополнения в схематично составленную основу текста; здесь нужно соотнести отдельные части  с опорными словами  по смыслу для создания текста, разграничивая  их  и имея в виду  отдельные абзацы в будущем тексте;

  - далее следует представить более конкретно логику авторского рассуждения или размышления  и соотнести ее со своей схемой

  - необходимо проверить лексическую точность окружения опорных слов , лексическую  сочетаемость отдельных выражений , подбирая при необходимости  свои слова на уровне авторского замысла.

4. Написать черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме:
  --проверить  соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста ;
  --соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений;
  --  сделать окончательные  исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические )
  -- проверить черновик не менее двух раз.

5. Написать чистовик изложения  и вновь проверить не менее  двух раз. 

          
ПАМЯТКА № 2.
/Как написать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему/

 

   Необходимо ответить на вопрос аргументировано, выполнив при этом определенные требования.

1. В соответствии с темой вопроса написать небольшое вступление в одном из трех вариантов:
 -- О  пунктуации как правописном разделе русского языка, в котором изучаются знаки препинания, без которых нельзя обходиться в письменной речи;
 -- О системе знаков препинания , в которой насчитывается 17 условных знаков ;
  -- Об основных знаках препинания 

 2. Начиная основную часть , можно повторить вопрос темы, чтобы потом  на него отвечать .Можно отвечать сразу, для чего необходимо сформулировать ответ, который в тоже время будет тезисом , показывающим общее назначение знаков препинания , связанное с правильным восприятием и пониманием написанного текста.


3. Далее необходимо привести  2-а аргумента, соответствующих тезису и говорящих о разных функциях знаков препинания. Для  введения, выделения и разграничения аргументов  желательно пользоваться вводными словами «во – первых» и
«во – вторых».

           Аргументы могут быть  связаны с точным употреблением знаков препинания, не очень точным применением знаков препинания, с неправильным  применением и с отсутствием знаков препинания.  Чтобы проиллюстрировать ошибочные случаи, можно предположить, в каком предложении это произойдет  и как это приведет к неправильному пониманию смысла написанного.

4. Найти в исходном тексте примеры к каждому из аргументов и указать номера предложений из текста или процитировать их (примеры не из данного текста приведут к снижению балла).

5.  Сделать вывод исходя из тезиса:
     
         -     о точной передаче информации важной для любого серьезного дела ;
         -  о точности употребления знаков препинания, которая ведет к улучшению письменного общения ;
         -    о выражении разных смыслов сообщения;
         -  о выражении разных эмоций с помощью знаков препинания, что улучшает или ухудшает настроение текста.

6.  Написать заключение в соответствии со вступлением, о том, что  нужно знать и другие особенности оформления письменной речи.

7.  Сочинение необходимо сначала выполнить на черновике, хорошо проверить его, а затем переписать в чистовик и проверить не менее двух раз.

 

ПАМЯТКА № 3.
/ Как написать сочинение на свободную тему/


1. Написать  заголовок (в черновике) и все сочинение-рассуждение строить в соответствии с ним.

2.  Для вступления найти подходящую фразу из изложения.

3. Немного сказать о герое эпизода, опираясь на важные слова о нем из заданий А1 – А4 теста, при этом не пересказывая текст.

4.  Отразить позицию автора по отношению к герою, указать на языковые средства выразительности.

5. Передать свое мнение о герое, взяв в качестве тезиса тему сочинения – рассуждения.

6. Привести два примера - аргумента для доказательства выдвинутого тезиса (желательно с привлечением вводных слов « во-первых» и « во-вторых»).

7.  Сделать вывод в соответствии с тезисом по формуле  «…если,  …то», который может совпасть с заключением.

8.  Проверить черновик два раза, переписать сочинение на чистовик  и проверить не менее двух раз.