Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но и иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

В состоянии экзаменационной тревожности и стресса наблюдаются:

  1. Нарушение ориентации, понижение точности движений;
  2. Снижение контрольных функций;
  3. Обострение оборонительных реакций;
  4. Понижение волевых функций.

Соответственно, крайне необходима психолого-педагогическая помощь как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ:

  1. Сосредотачивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
  2. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
  3. Помогайте избежать ошибок.
  4. Поддерживайте выпускника при неудачах, не нагнетайте обстановку;
  5. Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить Единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
  6. Расскажите о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.
  7. Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
  8. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности - это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
  9. Оформите уголки для учащихся, учителей, родителей.