Автор: В.И. Наймушина, преподаватель дисциплин профессионально-технического цикла КОГОАУ СПО "Кировский государственный индустриальный техникум"
В педагогической науке и практике накоплен разнообразный материал, отражающий особенности воспитательной работы классного руководителя с проблемными подростками. Однако вопрос создания системы эффективной профилактической работы в обучении и воспитании трудных подростков остается актуальным.
Как правило, подростки получают клеймо "проблемного”, если их поведение не соответствует ожиданиям взрослых, и для их воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.
Для проблемных подростков характерно следующее:
1. Уклонение от учебы:
- неуспеваемость по большинству предметов;
- отставание в интеллектуальном развитии;
- отсутствие познавательных интересов.
- отказ от общественных поручений;
- пренебрежительное отношение к делам образовательного учреждения и учебной группы;
- пренебрежительное отношение к общественной собственности и ее порча;
- пропуски занятий производственного обучения без уважительных причин.
- сквернословие;
- курение;
- употребление спиртных напитков, психотропных и токсических веществ;
- воровство, вымогательство;
- тяга к азартным играм;
- ранняя сексуальная активность.
- грубость, агрессивность, критичность;
- недисциплинированность на уроках;
- нарушение общественного порядка;
- немотивированные поступки;
- отсутствие уважения к старшим (в т. ч. к родителям).
негативное, ожесточенное.
Для решения этих проблем нами была разработана воспитательная программа группового взаимодействия с проблемными подростками и их родителями "Мы вместе”.
Цели воспитательной работы в группе:
- адаптация проблемных подростков к учебной группе и социуму;
- выявление причин, степени и характера проблем подростков и их родителей;
- разработка системы коррекционных мер для работы с проблемными подростками;
- формирование нравственных качеств личности обучающихся и нравственной самооценки поведения;
- формирование ценностного отношения к семье;
- повышение уровня информированности подростка по проблемам алкоголизма, наркомании, курения, ВИЧ-инфекции и безопасного секса;
- повышение родительской компетентности в вопросах преодоления проблем подростков и формирования позитивного стиля воспитания.
- вовлечение в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;
- создание индивидуального плана коррекции вредных привычек на основе диагностики;
- формирование социально-личностной готовности подростка к выполнению задач, связанных с семьей;
- оказание помощи и поддержки в создании собственной позитивной системы ценностей поведения и жизни подростка;
- развитие коммуникативных и творческих способностей у проблемных подростков через вовлечение в активную деятельность.
Раздел 1. "Кто я?” (психолого-педагогическая диагностика и коррекция поведения проблемных подростков). В ходе работы используются методики, опросники, тесты, которые помогают выявить характер и степень развития проблем обучающихся и их родителей, приемы их преодоления. На основе диагностики строится вся дальнейшая воспитательная работа педагога и других специалистов.
Результатом является составление плана коррекционных мероприятий.
Раздел 2. "Хочу знать” (информационно-познавательный). Определяются эффективные формы работы по педагогическому просвещению родителей, информированию подростков о способах и методах решения их проблем. Для достижения наилучшего результата можно сочетать лекции, беседы и практикумы.
Раздел 3. "Выбираю активную жизненную позицию” (социально-психологические тренинги). Занятия проводятся специалистами: психологами, медицинскими работниками, сотрудниками органов внутренних дел, социальными педагогами. Итогом их проведения будет формирование положительных ценностей и ответственное отношение к своему здоровью, к жизни; налаживание взаимопонимания подростков и родителей. Тематику тренингов можно выбирать в соответствии с проблемой подростка.
Раздел 4. "Я смогу это сделать” (креативно-творческая деятельность проблемных обучающихся). Подросток вовлекается в творческую деятельность, адекватную его интересам, что помогает развить его коммуникативные и творческие способности, создать ситуацию успеха и повысить самооценку; развить стремление изменить свое отношение к обучению, семье, своей жизни.
Все разделы логически взаимосвязаны, в них используются эффективные формы и методы работы классного руководителя с проблемными подростками и родителями, помогающие достичь намеченных целей и задач.
Ожидаемые результаты воспитательной работы по программе:
1. С подростками:
- формирование позитивных жизненных целей, повышение мотивации и способности к их достижению;
- умение противостоять давлению окружающей среды и отстаивать свою позицию;
- умение принимать решения, способствующие сохранению здоровья;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие способности к самоанализу и контролю поведения;
- социальная готовность к профессиональной и семейной жизни;
- повышение ответственности за собственные поступки и жизнь;
- раскрытие творческого потенциала и стремление к его реализации.
- повышение уровня педагогической компетенции в проблемах и стиле семейного воспитания;
- формирование благоприятного семейного микроклимата с целью коррекции поведения подростка, решения конфликтов;
- приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками;
- формирование адекватной самооценки стиля воспитания и повышение ответственности за жизнь и здоровье своих детей.
Содержание программы
Раздел 1. "Кто я?”
Содержание раздела: психолого-педагогическая диагностика и коррекция поведения проблемных подростков.
Цели: создать условия для: определения уровня общего психического развития подростка, характера и причин проблем воспитания подростков; выявления проблем родителей, их отношения к трудностям подростков; разработки коррекционных мероприятий для проблемных подростков.
Задачи:
- оказать психолого-педагогическую помощь подросткам в решении их проблем, в саморазвитии, самостановлении, самоутверждении на основе, позитивных целей и ценностей;
- на основе диагностики оказать педагогическую помощь родителям в создании стиля воспитания, способствующего решению проблем под- ростков.
Рекомендуемые методы работы по разделу
Необходимо помнить, что психолого-педагогическая и педагогическая диагностика – это не выявление слабостей и недостатков подростков, а исходный материал для дальнейшей деятельности педагогов в разработке индивидуальных коррекционных программ для проблемных подростков и их родителей.
В диагностической работе применяются следующие методы:
- метод наблюдения используется с целью накопления фактов и их последующего теоретического анализа;
- метод опроса используется для выявления оценок, мнений, проблем и их причин; прогноза и выработки рекомендаций по разрешению проблем;
- диагностическая беседа проводится с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности подростка. С помощью диагностической беседы психологи и педагоги могут решить следующие задачи:
– исследовать методы и средства воспитания, которые применялись к обучающемуся;
– изучить среду, в которой находится подросток, и степень ее влияния на несовершеннолетнего;
– выявить его нравственные позиции и ценности, ближайшие цели и т. п.;
- интервью – разновидность беседы, в которой педагог задает вопросы,
- воздерживаясь от собственных высказываний, а обучающийся отвечает;
- анкетирование применяется для массового сбора информации;
- тесты применяются с целью оценки какого-либо свойства или качества
- психологических процессов, а также для определения способностей или состояния подростка;
- психолого-педагогическое консультирование подростков и родителей проводится не только для выявления уровня возникших проблем, а главным образом для оказания поддержки и помощи проблемным подросткам и их родителям.
- первичная диагностика подростков и их родителей;
- оценочная диагностика и составление индивидуальных коррекционных программ для проблемных обучающихся и их родителей.
- психодиагностика психодинамических и характерологических особенностей подростков (Г. Айзенк);
- характерологический опросник Леонгарда для подростков (выявление личностных особенностей подростков);
- многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (юношеский возраст) (выявление личностных особенностей подростков);
- диагностика тревожных состояний (CMAS) (выявление подростков группы
- риска и причин дезадаптации в коллективе);
- диагностика агрессивности Басса-Дарки (выявление степени агрессивности подростка с целью дальнейшей коррекции его поведения);
- диагностика направленности личности:
- – на себя (личностная);
- – задачу (деловая);
- – взаимодействие (коллективистская);
- методика "Импульсивность” (выявление степени импульсивности: насколько подросток склонен к принятию недостаточно обдуманных решений);
- методика изучения потребности общения и потребности достижения (выявление уровня сформированности потребности общения и потребности достижения);
- тест-опросник МУН (мотивация на успех и неудачу) А. Реана (выявление степени мотивации подростка на успех, степени боязни неудачи, избегания наказания);
- диагностика волевого самоконтроля А.Г. Зверкова, Е.В. Эйдмана (выявление уровня развития волевой регуляции, меры владения собственным поведением в различных ситуациях);
- изучение самооценки личности (определение степени сформированности оценки отношения обучающегося к самому себе, степени адаптации к социуму);
- шкала самооценки личности А. Пригожина (изучение особенностей самооценки с целью последующей коррекции);
- проективная методика Р. Жиля "Межличностные отношения ребенка” (изучение степени социальной приспособленности подростка и его взаимоотношений с окружающими);
- методика оценки способов реагирования в конфликте К. Томаса (выявление склонности подростка к соперничеству или сотрудничеству в группе, его стремления к компромиссам, избеганию или обострению конфликтов;
- определение степени готовности к совместной деятельности);
- методика диагностики социально-психологического климата коллектива (определение уровня развития коллектива и общая оценка психологического климата; выявление факторов его формирования, которые можно использовать для коррекции);
- методика выявления трех возможных типов восприятия подростком группы:
- – индивидуалистического;
- – прагматического;
- – коллективистского;
- анализ семейных взаимоотношений.
- анкета "Взаимодействие с учебным заведением” (выявление степени готовности и форм сотрудничества родителей с образовательным учреждением);
- анкета "Причины проблемного поведения подростков” (выявление причин проблем и девиации подростков);
- тест "Проблемы вашего подростка” (выявление причин возникновения проблем);
- анкета "Детей воспитывают родители. А родителей?” (осознание своих методов воспитания подростков);
- тест "Как вы поступите?” (выявление приемов семейного воспитания);
- тест "Тип отношения родителей к подростку” (выявление и корректировка отношений родителей и их детей);
- тест "Стили родительского поведения” (оценка педагогического мастерства, стиля воспитания подростков);
- тест "Шкала родительской озабоченности” (ШРО) (выявление проблем подростка, степени их проявления).
Коррекционная работа проводится классным руководителем совместно с психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками, мастерами производственного обучения, преподавателями и администрацией училища.
В зависимости от выявленных проблем применяют различные виды коррекции:
1. Для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных способностей могут быть использованы следующие методы:
- социально-психологические тренинги (3-й раздел);
- обучающие беседы, встречи, практикумы (2-й раздел);
- групповая игротерапия, дискуссии, диспуты (4-й раздел).
- методов психологической релаксации, используемых для повышения уровня нервно-психической устойчивости (2, 3-й разделы);
- техник поведенческого направления, методик, основанных на принципах положительного и отрицательного подкрепления;
- методов арт-терапии (4-й раздел).
- метод сказкотерапии (4-й раздел);
- тематические беседы;
- работа с семьей, при отсутствии активного сопротивления (2–4-й разделы);
- вовлечение подростка в общественную работу (4-й раздел).
- намек, просьба, упрек;
- мнимое безразличие;
- ирония;
- доброта, внимание, забота;
- поощрение, стимулирование;
- проявление огорчения;
- поручительство;
- убеждение;
- доверие;
- моральная поддержка;
- укрепление веры в собственные силы;
- пробуждение нравственных чувств;
- вовлечение в интересную творческую деятельность;
- констатация поступка;
- осуждение;
- предупреждение;
- приказание;
- наказание.
Тест-опросник
1. Изменилось ли твое отношение к обучению в училище? Почему?
2. По каким предметам заметно улучшились результаты, а какие все еще вызывают сложности?
3. Отметь, в работе над какими личностными качествами тобой достигнуты положительные результаты:
- инициативность;
- самостоятельность;
- ответственность;
- дисциплинированность;
- выполнение намеченных задач;
- требовательность к себе;
- взаимодействие с педагогами, родителями, сверстниками.
- классные часы, собрания;
- конкурсы, конференции, концерты, праздники;
- кружки и секции;
- мероприятия профессиональной направленности.
6. Над какими личными качествами надо серьезно поработать?
7. Какие умения и навыки необходимо еще развивать?
8. Что еще необходимо изменить в отношениях со сверстниками, родителями,
педагогами?
9. Отметь, какие творческие способности ты в себе обнаружил(а) и хотел(а) бы развить:
- литературные;
- актерские;
- музыкальные;
- хореографические;
- изобразительное искусство;
- дизайнерские.
Раздел 2. "Хочу знать”
Содержание раздела: информационно-познавательный.
Цели: информирование проблемных подростков и родителей:
- о путях сохранения и укрепления здоровья;
- последствиях вредных привычек, свободных сексуальных отношений для человека и общества;
- конфликтных ситуациях и способах их разрешения;
- проблемах подготовки подростков к семейной жизни.
- приобретение знаний и формирование социальной готовности к выполнению жизненно важных функций члена общества;
- формирование умений самоорганизации, самовоспитания и самоконтроля;
- создание позитивной системы жизненных ценностей.
Рекомендуемые формы работы:
- интерактивные беседы. "Интерактивный” означает способность взаимодействовать в режиме беседы, диалога. Интерактивные беседы – самая эффективная форма информационной воспитательной деятельности, т. к. она создает комфортные условия, при которых подросток чувствует свою успешность и самостоятельность. Подростки учатся решать сложные проблемы на основе анализа соответствующей информации; принимать продуманные решения; общаться с другими людьми;
- эссе (сочинения), письма по одной из актуальных тем и проблем подростка. Эта форма дает возможность обучающимся проявить свое отношение к проблеме, аргументировать его;
- лекции с просмотром фрагментов кино- и видеоматериалов с последующим обсуждением. Использовать кино- и видеоматериалы следует в начале, в середине лекции, проводимой специалистами (медиками, психологами, социальными педагогами, юристами). При просмотре фрагментов рекомендуем следующие способы активизации внимания подростков:
- – записывать или мысленно отмечать те фразы героев, которые сразу врезаются в память;
- – смотреть материалы, представляя себя участниками событий.
- практикумы – форма воспитательной деятельности, направленная на освоение проблемными подростками и их родителями способов овладения практическими умениями и навыками, оказание помощи в самообразовании и самовоспитании;
- лекторий для родителей проблемных подростков способствует повышению педагогической компетентности родителей, выработке единых подходов семьи и училища к воспитанию проблемных подростков;
- рефлексия – очень важная форма работы, позволяющая выяснить наличие интереса к конкретной проблеме; определить степень удовлетворенности занятием, совместной деятельностью и перспективу дальнейшей совместной деятельности.
Раздел 3. "Выбираем активную жизненную позицию"
Направление работы: социально-психологические тренинги.
Цели: способствовать формированию активной жизненной позиции подростков, развитию творческого потенциала обучающихся, изменению стиля семейного воспитания с помощью социально-психологических тренингов.
Задачи:
развивать коммуникативные и творческие навыки проблемных подростков;
актуализировать и формировать личностные ценности обучающихся;
формировать у родителей стиль общения, способствующий исправлению поведения подростка и решению его проблем.
Рекомендуемые методы и приемы работы
Занятия в форме групповой работы с элементами тренинга представлены в виде набора:
- оценочных упражнений;
- ролевых игр;
- мозговых штурмов;
- дискуссий;
- элементов лекции (информационно-правовой блок);
- рефлексивных упражнений.
- коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии.
- понимание и принятие своих и чужих чувств;
- активное слушание – умение внимательно слушать других и понимать их точку зрения;
- эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека, способность сопереживать;
- ориентация в проблеме – умение анализировать информацию и делать вывод;
- аргументации своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
- навыки принятия решений, нахождение компромисса;
- заключительная рефлексия позволяет определить степень удовлетворенности занятием, совместной деятельностью, наличие интереса к данной проблеме.
- педагогов, социальных педагогов, психологов;
- сотрудников органов внутренних дел;
- специалистов СПИД-центра, центра планирования семьи и репродукции, подростковых врачей-психотерапевтов, наркологов.
- развитие коммуникативных навыков;
- профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний; достижение позитивных жизненных целей;
- профилактическая работа с родителями проблемных подростков.
Раздел 4. "Я смогу это сделать"
Содержание раздела: креативно-творческая деятельность проблемных подростков.
Цель: активное вовлечение проблемных подростков в позитивную творческую деятельность, реализация их природного потенциала.
Задачи:
- развить коммуникативные и творческие способности;
- развить творческое мышление;
- воспитать и развить нравственную культуру поведения подростков.
Креативно-творческая деятельность (по Савиной Н.Н.) ориентируется на ценности, которые формируются в сознании обучающихся: ценностные отношения к человеку, жизни, обществу и труду. Развивая креативность и творчество, педагог снижает факторы риска, корректирует характер и поведение проблемных подростков.
Направления работы:
- трудовая, профессиональная деятельность (конференции, конкурсы, техническое творчество) способствует развитию профессиональных навыков и умений, повышает интерес к выбранной профессии;
- занятия физкультурой и споротом (секции, спортивные конкурсы и соревнования на уровне училища) способствуют снятию эмоциональной напряженности и гиперактивности, выплеску агрессивности в приемлемой форме, вырабатывают чувство товарищества, укрепляют физическое здоровье;
- игровая деятельность (ролевые, деловые игры) – самые креативный способ самовыражения, развивает сообразительность, инициативность, находчивость, нестандартный подход к решению проблем;
- творческая самореализация в следующих видах:
– хореография, пение, литературно-театральная деятельность;
– создание компьютерных программ и т. д.
Формы и методы работы:
- дискуссия – способствует развитию умения слушать, говорить, толерантности к мнению других людей. Чтобы дискуссия была откровенной, важно создать атмосферу доверия и взаимного уважения;
- "мозговой штурм” – дает возможность каждому принять активное участие в работе; свободно и открыто высказывать идеи по поводу решаемых проблем; побуждает использовать воображение и творческие способности проблемных подростков;
- ролевые, деловые игры – создают условия для эмоционального проживания реальных жизненных ситуаций, самостоятельного разрешения проблемы; учат работать в команде; круглый стол – дает возможность обсудить масштабы проблемы в воспитании; изучить способы преодоления конфликтных ситуаций, найти практическое решение назревших проблем;
- "Арт-терапия” (концерты, конкурсы, театрализованные представления, вечера отдыха и др.) способствует творческому самовыражению; повышению уровня самооценки; развитию навыков общения; формированию активной жизненной позиции.